Неточные совпадения
«прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни», — кажется, что это
определение удовлетворительно объясняет все случаи, возбуждающие в нас чувство прекрасного. Проследим главные проявления прекрасного в
различных областях действительности, чтобы проверить это.
В самом деле, принимая
определение «прекрасное есть жизнь», «возвышенное есть то, что гораздо больше всего близкого или подобного», мы должны будем сказать, что прекрасное и возвышенное — совершенно
различные понятия, не подчиненные друг другу и соподчиненные только одному общему понятию, очень далекому от так называемых эстетических понятий: «интересное».
В сущности эти два
определения совершенно различны, как существенно
различными найдены были нами и два
определения прекрасного, представляемые господствующею системою; в самом деле, перевес идеи над формою производит не собственно понятие возвышенного, а понятие «туманного, неопределенного» и понятие «безобразного» (das Hässliche) [как это прекрасно развивается у одного из новейших эстетиков, Фишера, в трактате о возвышенном и во введении к трактату о комическом]; между тем как формула «возвышенное есть то, что пробуждает в нас (или, [выражаясь терминами гегелевской школы], — что проявляет в себе) идею бесконечного» остается
определением собственно возвышенного.
Меры эти весьма естественно могут произвести свои особые действия, весьма
различные от тех, какие мы можем предвидеть, рассуждая о деле в общих чертах и представляя только логические его
определения.
Различные эти
определения не содержат противоречия, отражая лишь разные способы постижения одной и той же сущности.
Отрицание всякого
определения и содержания, составляющее основу отрицательного понятия, — отрицательность, как таковая, может иметь
различную энергию и разное происхождение и смысл.
Разум, предоставленный своим силам, может и должен идти лишь апофатическим путем, положительные же
определения Божества могут составлять только предмет откровения и содержатся в Слове Божием, где сообщаются
различные имена Божий; анализу значения этих имен и посвящен трактат.
С самых древних времен и в самых
различных народах великие учителя человечества открывали людям всё более и более ясные
определения жизни, разрешающие ее внутреннее противоречие, и указывали им истинное благо и истинную жизнь, свойственные людям.
Для
определения степени нужды, которой бы можно было руководствоваться при раздаче пособий, во всех земствах составлены по волостям подробные подворные списки о количестве душ, едоков, работников, наделов; о количестве посеянных
различных хлебов и урожая, о количестве скотины, о среднем урожае и еще многое другое.